История развития джаз - танца

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕРН – ДЖАЗ ТАНЦА

Танец - модерн и джазовый танец долгие годы развивались как самостоятельные направления и только в 70-е годы начался процесс заимствования приемов из различных школ. Причем не только из вышеупомянутых техник, но и из классического балета. Потому сначала будет рассмотрена история танца-модерн и джаз- танца отдельно.

История развития джаз - танца

США привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми - рабами из Африки, исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец — это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце – модерн.

Джаз как художественное явление — это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

В течении трехсот лет с XVI до XIX века черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстановили свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместе барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Если в Африке обычаи, праздники танцевальные и песенные ритмы были свой у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы

К первой принадлежали так называемые кантри данс, т.е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы джиг и клог исполнялись вв специальной деревянной обуви, с помощью которой выстукивалсяритм.

Ко второй группе танцев, популярных в это время, относились бальные танцы — менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX в.

Эти два направления культуры — европейское и негритянское — в Новом Свете оказывали влияние друг на друга и в конце концов ассимилировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т.е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения: этнические, религиозные, эстетические, геополитические.



В конце XVIII века в крупных городах либерального Севера возникли музыкальные шоу для белой публики, в которых белые исполнители, надев маски негров и их костюмы, имитировали африканские песни и танцы. Конечно, они не били идентичны оригиналу, однако экзотичность и гротесковость подобных зрелищ, была хорошей приманкой для публики. В 1830 году в театре города Луисвиль Томас Дартмунд Райс поставил спектакль, в котором принял участив знаменитый черный танцор того времени —Уильям Хенри Лейн. Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца.

Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатию белых зрителей, они должны били показывать себя только в отрицательно - ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра как мюзикл.

Единственной для черного исполнителя возможностью попасть на сцену било участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время. Излюбленными конкурсными танцами являлись «Джиг» и «Кейкуок». Первый бил сольным танцем, второй — парным. Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце соревнования останется большее количество води.

Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что «черный» танец — это отдельные, нелогичные и неумелые движения. С течением времени и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. Одним из первых исполнителей негритянского танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.



"Черный" танец остался приоритетным и в представлениях "театра менестрелей", постепенно превращавшихся в пышные шоу. В 1880 году Джеймс Мак-Артур первым начал использовать в своих танцевальных шоу танцевальную технику черных исполнителей. Примерно в это же время родилась в Новом Орлеане и джазовая музыка.

Начиная с 90-х годов и до конца Второй мировой войны — следующий этап развития джазового танца как особой техники, со своей школой, определенным лексическим модулем и системой движения. Именно в это время джазовый танец оказывает огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но и на балетный театр. Жанровая природа джазового танца становится все менее очевидной. Взаимовлияние "черного" и "белого" танца все возрастает, теряется фольклорный характер танца. Все это и обуславливает выделение джазового танца в отдельное направление танцевальной техники.

В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности "черных" танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. "Чарльстон", "Блзк Боттон", "Ту стэп", "Биг Аппл", "Чикен стретч", "Дрэг", "Шимми", "Конго", "Фанки Бат" сменяли друг друга с невероятной быстротой. К этому же времени относится появление слова "джаз" и "джазовый танец". Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как "сила, порывистость, экстаз". А в качестве глагола — "возбуждать, активизировать, восхищать".

1917-1930 годи — вершина развития джазового танца. "Черный" танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме. Выдающиеся исполнители того времени Билл Робинсон, Берт Вильямс, Бэк и Баболс были в центре всех музыкальных представлений в "черном" варьете Гарлема, — столицы негритянского искусства и культуры, история которого началась с 1920 года.

С шоу "Шафл Элонг" (1921 г.) началась традиция "черных" ревю на Бродвее. Многие шоу путешествовали и по городам Европы, знакомя публику Старого Света с новыми направлениями танца и музыки. Эл Танер, Звон Лонг, Элвис Витман — эти имена были знакомы не только зрителям США, но и во многих странах Европы., В 1932 году на Бродвее уже било поставлено три "черньїх" мюзикла: "Старт мисе Лиззи", "Планштэйн ревю" и "Лайза".

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. В шоу и музыкальных спектаклях блистали "черная Венера" — Жозефина Бейкер ("Шоколадный денди"), Билл Джанглз Робинсон — лучший исполнитель стэпа и другие.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что "черное" искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы питались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда били успешными.

В 1931 году Хемсли Уинфилд основал "Негритянский театр искусств", прима-балериной которого била Эдна Гзй. Она питалась танцевать спиричуэлс и создала новый стиль танца, объединивший африканскую пластику и достижения танца-модерн.

В 1933 Дорис Хамфри создала хореографию негритянской опери "Бегите маленькие дети". Это была первая попытка создать серьезное произведение на основе негритянского искусства.

Подлинный успех принесла постановка в 1935 году опери Дж. Гершвина "Порги и Бесс". Хотя роль хореографии в этом спектакле била ограничена, он оказал громадное влияние не только на музыкантов, но и на хореографов, которые в своем творчестве стали обращаться к "черной" теме.

По наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом била Кэтрин Данхэм — человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения "черного" танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку "Тропики и горячий Джаз" с подзаголовком "От Гаити до Гарлема". Содержанием спектакля являлся путь "черного" джазового танца из Вест-Индии, Нового Орлеана и до Гарлема. Этот балет принес известность не только Кэтрин, но и выступавшим впервые на Бродвее танцовщикам (а в дальнейшем и хореографам) Арчи Савадт и Телли Битти. В том же году состоялась еще одна премьера негритянского мюзикла "Хижина в воздухе" с Этель Уотерс и Кэтрин Данхэм в главных ролях. Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь бродвейская постановка — "Тропическое ревю". В труппе Данхэм выросли такие известные танцовщики, как Лавиния Вильямс, Арчи Савадт, Телли Битти, Жан-Леон Дастин и Уолтер Никс. В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где зксперементировала в области методики и теории преподавания джазового танца.

В ряду великих танцоров и хореографов 40-х годов —Перл Примюс. В своем творчестве она углубилась в историю "черного" танца. Ярый противник шоу и ревю, в своих постановках она затрагивала серьезные политические вопросы. "Странный плод" — проблема линчевания, "Тяжелые времена" — проблема условий жизни черных на Юге, "Рынок рабов" — отношение к черному населению.

В 1950 году ученик Данхэм Телли Битти выступил самостоятельно в качестве хореографа. Самая известная его постановка "Путь поезда Феби Сноу". С 1959 года и до сего времени этот спектакль является частью репертуара группы Алвина Эйли. Для этой труппы в 1968 году Телли Битти создал спектакль "Черный пояс".

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30 – 40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балетмейстеры:

Дж. Баланчин, Х. Хольм, А. де Милль, Дж. Роббинс.

В 50 – 60-е годы с появлением молодых талантливых балетмейстеров Г.Чемпиона, М.Кидда, Б.Фосса, Г. Росса и других развернутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец средством выражения психологического мира героев спектакля, мотивировкой их поступков, средством воссоздания уникальной художественной атмосферы.

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца.

Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате начался процесс слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление -

модерн – джаз танец. Однако прежде, чем рассматривать основные черты этой системы танца, несколько слов об истории танца-модерн.


6961480559777373.html
6961535322294279.html
    PR.RU™