Глава 13. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

В ПЕРИОД НЭПА (1921 - 1929 ГГ.)

Осенью 1920 г. в стране усилился социальный и экономический кризис. Крестьянские хозяйства, разоренные войной и неурожаем, находились в тяжелом положении. Начался голод. Рабочие, недовольные нехваткой продуктов питания, безработицей, уравнительной оплатой труда, начали забастовки. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, охвативших Украину, Дон, Кубань, Сибирь, Поволжье. Наиболее крупное крестьянское восстание, длившееся с лета 1920 г. до лета 1921 г., произошло в Тамбовской губернии под руководством эсера А.С. Антонова. Волнения рабочих и крестьян поддержали военные. 28 февраля 1921 г. восстали моряки Кронштадта. Восставшие моряки требовали соблюдения прав и свобод, провозглашенных в октябре 1917 г. Призыва к свержению власти Советов ни крестьяне, ни рабочие, ни моряки не выдвигали. Было недовольство лишь всевластием одной партии - партии большевиков.

Назревал раскол и в самой партии. На повестку дня все острее выдвигался вопрос о демократизации, развитии коллегиальности в управлении и ослаблении диктата центра. Нужны были срочные меры по выходу страны из кризиса и восстановлению разрушенного хозяйства.

13.1. Новая экономическая политика

В марте 1921 г. было принято решение о переходе к новой экономической политике (НЭП). Сущность новой экономической политики заключалась в построении социализма с использованием различных форм собственности, в создании многоукладной экономики при сохранении регулирующей роли государства.

Цели НЭПа были следующие: снять социальную напряженность, укрепить социальную базу Советской власти, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Переход к НЭПу был законодательно оформлен декретами ВЦИК, СНК и решениями VIII Всероссийского съезда Советов. В ходе реализации программы НЭПа продразверстка была заменена продовольственным налогом, который устанавливался до начала весеннего сева и не мог изменяться в течение года. К тому же продналог был в два раза меньше продразверстки. Бедняцкие и коллективные хозяйства от продналога освобождались и получали определенные льготы. Разрешались частная торговля, применение наемного труда, сдача земли в аренду. Укрепился частный сектор. Государственные предприятия переводились на хозрасчет, рабочие получали право перехода с одного предприятия на другое, разрешалось создавать частные предприятия, денационализировались предприятия с числом работающих до 21 человека, отменялась всеобщая трудовая повинность, вводились биржи труда. В декабре 1921 г. государство начало возвращать частным владельцам предприятия, в которых было не более 10 рабочих.



Проведение НЭПа привело к улучшению положения в народном хозяйстве. К 1925 году посевная площадь и валовая продукция крупной промышленности почти достигли довоенного уровня. Производство электроэнергии превзошло довоенный уровень в 1,5 раза. В экономике вводилось плановое начало.

В 1920 году был принят план государственной электрификации России (ГОЭЛРО). Это был первый перспективный план развития народного хозяйства. Впоследствии плановое хозяйство стало характерной чертой государственного руководства экономикой.

В экономике в период НЭПа действовали рыночные принципы. Товарно-денежные отношения стали главным связующим звеном между отдельными частями хозяйственного механизма. В 1922 году был начат выпуск новой денежной единицы - червонца. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар равнялся 1,94 рубля).

В 1921 году был воссоздан Госбанк, кредитовавший промышленность и торговлю на коммерческой основе. Кроме того, был создан целый ряд специализированных банков. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а к октябрю 1926 г. их число возросло до 61.

Самым важным результатом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, не известных истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

В условиях НЭПа изменились и экономические функции государства: если ранее в условиях "военного коммунизма" центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.



13.2. Изменения в государственном аппарате в условиях НЭПа

Произошли изменения в государственном аппарате. Совет рабочей и крестьянской обороны был реорганизован в Совет труда и обороны. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения. Государственная казна за долги трестов не отвечала. Тресты стали объединяться в синдикаты на началах кооперации. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов и оборудования производились на оптовом рынке, в связи с чем возникла широкая сеть торговых предприятий, ярмарок, товарных бирж. Функции внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен.

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий, превратился в координационный центр.

В декабре 1921 г. была реорганизована ВЧК. Вместо нее создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. С образованием СССР ГПУ было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. На местах создавались политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и во флоте, и транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и государственных преступлений.

В армии вводился новый принцип организации. Численность ее была сокращена до 600 тыс. человек. Наряду с кадровыми частями стали создаваться территориальные. Вооруженные силы стали подразделяться на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения, ОГПУ и конвойную стражу. Введена обязательная военная служба для мужчин в возрасте от 19 до 40 лет. В 1924 году установлен срок службы в армии - два года, во флоте - четыре.

13.3. Образование СССР

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации как формы государственного устройства. С 1918 по 1920 годы на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). Образовавшиеся советские национальные республики - Украинская, Белорусская и другие группировались вокруг РСФСР в силу экономической, военной и иной необходимости.

Сложившаяся между республиками форма объединения получила название договорной федерации. Республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли сырьевые и товарные фонды. Были созданы: единое командование военных формирований, Советы народного хозяйства, железнодорожного транспорта, финансов, комиссариаты труда. При той многопартийности, которая имела место, руководящая роль признавалась и принадлежала коммунистической партии. Социалистическая идея выступала как гарант единства нового государственного образования.

В марте 1922 г. был образован союз республик Закавказья - Закавказская СФСР, в которой объединились Армения, Азербайджан и Грузия. Возникла необходимость по внутренним и международным причинам объединения самостоятельных советских государств-республик в общее государство.

В августе 1922 г. была образована комиссия для выработки проекта будущего федеративного государства. Предлагались различные варианты: конфедерация республик с сохранением своей валюты и армии, автономизация, т.е. образование советских республик, входящих в состав РСФСР на правах автономий, и федерация равноправных республик. Был принят третий вариант. Осенью 1922 г. проект обсуждался на съездах Советов Закавказья, Белоруссии, Украины, а 30 декабря 1922 г. 1-й Всесоюзный съезд Советов Союза ССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) с четырьмя председателями, по одному от каждой республики: М.И. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), А.Г. Червяков (БССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР).

В 1925 году в СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 году Таджикская АССР в составе Узбекской ССР была преобразована в Союзную республику и принята в СССР. В 1936 году СССР состоял уже из 11 субъектов. В него вошли Казахская и Киргизская союзные республики. Образование СССР способствовало усилению военной и экономической мощи страны. Российская империя, распавшаяся в результате революции, возрождалась вновь, на основе добровольного объединения. Объединение республик обеспечивало их независимость и позволяло успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Высшим законодательным органом власти нового государства стал Всесоюзный съезд Советов. Съезды должны были собираться ежегодно, допускался созыв чрезвычайных съездов. В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный исполнительный комитет Союза, состоявший из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовал первое союзное правительство - Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. После его смерти председателем СНК стал А.И. Рыков (до 1930 г.).

СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных наркоматов: иностранных, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, Госбанка и Госплана.

ЦИК СССР предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех союзных республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной и исполнительной власти передавалась его президиуму.

Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, края и округа. Создавались национальные округа и районы.

13.4. Кодификация советского права

В рассматриваемый период осуществлялась кодификация советского права. В РСФСР были приняты: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде и Кодекс законов о браке, семье и опеке. В 1922 году проведена судебная реформа и создана прокуратура РСФСР.

Конституционное право. В РСФСР действовала Конституция 1918 г., а с принятием II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Основного закона СССР - Конституции СССР, состоявшей из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР, - встала необходимость принятия новой Конституции, что и было сделано в 1925 г. Москва стала столицей СССР и РСФСР.

Конституция СССР закрепила новое государственное объединение республик - федерацию и установила систему высших органов власти СССР и союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК, СНК СССР.

В ведение Союза входили внешние сношения и внешняя торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ВЦИК СССР.

11 мая 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, которая закрепляла РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В Конституции записано: "РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик", в котором вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. В Конституции РСФСР определялись полномочия органов государственной власти республики, структура которых соответствовала структуре аналогичных органов СССР. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР передавалась в ведение союзных органов власти и управления. Конституция РСФСР вводила и новые органы власти - президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Достаточно подробно говорилось о полномочиях Советов всех уровней и порядке их выборов. Сохранялись прежние нормы представительства, устанавливающие преимущества рабочих перед крестьянами. Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что земля, фабрики, заводы, водный и воздушный транспорт составляли собственность государства. Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Гражданское право. В каждой союзной республике действовал свой гражданский кодекс. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., действовавший до 1964 г., состоял из Общей части, вещного, обязательственного и наследственного права.

В Общей части, состоявшей из нескольких статей, давалась характеристика действия Гражданского кодекса на всей территории РСФСР, отмечалось, что гражданские права охраняются законом, за исключением тех случаев, когда они вступают в противоречие с социально-хозяйственным назначением. Субъектами права признавались все граждане РСФСР. Пол, раса, национальность, вероисповедание, происхождение не имели влияния на гражданскую правоспособность, которая наступала с 18 лет.

Юридическими лицами признавались объединения лиц, учреждения или организации, которые могли приобретать права на имущество, вступать в обязательства, искать и отвечать по суду.

Сделки, т.е. действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, могли быть односторонними и взаимными. Они могли совершаться в устной и в письменной форме. Письменные делились на простые и нотариально удостоверенные. Недействительными признавались сделки, совершенные с нарушением закона. Срок исковой давности устанавливался в три года.

Гражданский кодекс различал государственную, кооперативную и частную собственность. Земля, недра, леса, воды, железные дороги и их подвижной состав объявлялись исключительно собственностью государства. Предметом частной собственности могли быть немуниципализированные строения, предприятия промышленности, имевшие наемных рабочих в количестве, предусмотренном законом (до 20 человек), орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и всякое имущество, не изъятое из оборота. Кооперативные организации могли владеть всякого рода имуществом наравне с частными лицами. Кооперативные промышленные предприятия в количестве нанимаемых рабочих не ограничивались. Распоряжение государственным имуществом осуществлялось органами государства. Государственное имущество не подлежало отчуждению в собственность частных физических и юридических лиц. Оно не могло быть предметом залога.

Договоры на предоставление городских участков под застройку заключались коммунальными отделами с физическими и юридическими лицами на сроки: для каменных и железобетонных строений - до 65 лет, для смешанных строений - до 60 лет, для деревянных строений - до 50 лет.

Имущество, не изъятое из оборота, могло быть предметом залога. Залогодатель должен быть собственником имущества. Договор залога строения и права застройки удостоверялся нотариально. Заложенное имущество, кроме строения и права застройки, передавалось залогодержателю.

Обязательственное право. В Гражданском кодексе предусмотрены основания для возникновения и прекращения договоров по обязательствам. Договор признавался заключенным, когда стороны выразили друг другу согласие по всем его пунктам. Договор на сумму свыше 500 рублей должен быть совершен в письменной форме. Договор дарения на сумму свыше 1000 рублей заверялся у нотариуса. Определялись проценты по договору займа в размере 6% годовых от суммы долга. Если договор признавался недействительным ввиду нарушения закона, то стороны обязаны были возвратить друг другу все полученное по договору.

Распространены договоры имущественного найма. Срок найма не должен превышать 12 лет. Срок найма государственными и кооперативными организациями государственных предприятий не должен превышать 24 года.

Жилая площадь в домах, принадлежавших государственным предприятиям, сдавалась по договорам на определенный срок.

Предметом купли-продажи могли быть лишь немуниципализированные и демуниципализированные жилые строения при условии покупки лишь одного строения на семью. Продать можно было одно владение в течение трех лет. Договор купли-продажи строения должен быть заверен у нотариуса.

Практиковались договоры мены, займа, подряда, поручительства, поручения, товарищества, страхования.

Договор займа на сумму свыше 50 рублей должен быть совершен в письменной форме. Заимодавец мог требовать проценты лишь в том случае, если они предусмотрены в договоре. Проценты начислялись лишь на основную сумму долга.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязывалась выполнить определенную работу, другая сторона (заказчик) обязывалась уплатить условленное вознаграждение за всю работу или по частям.

По договору товарищества возникала обязанность соединения вкладов для достижения хозяйственной цели. Полным признавалось товарищество, когда участники отвечали за обязательства товарищества всем своим имуществом как солидарные должники. Товарищество на вере состояло из неограниченно ответственных товарищей и вкладчиков. В ТОО все участники по обязательствам товарищества отвечали одинаково не только внесенными вкладами, но и личным имуществом.

Наследственное право. Гражданский кодекс допускал наследование по закону и завещанию. По закону наследниками признавались дети, внуки и правнуки, переживший супруг и лица, находившиеся на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Наследниками могли быть и дети, родившиеся после смерти завещателя. Наследодатель имел право завещать имущество государству или отдельным его учреждениям и предприятиям, партийным, профсоюзным и другим общественным организациям. Нельзя было лишать прав наследования несовершеннолетних детей.

При наследовании по закону все имущество делилось на равные части между всеми наследниками. Наследство признавалось выморочным, если наследники в течение шести месяцев после смерти завещателя не оформили права на наследство у нотариуса.

Гражданское процессуальное право. В июле 1923 г. на 2-й сессии ВЦИК был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (действовал по 1964 г.), в котором излагались правила ведения судопроизводства по гражданским делам. Основанием для начала процесса служило заявление заинтересованной стороны. Предусматривалось участие прокурора, который по решению суда мог вступить в дело на любой стадии процесса. Судопроизводство велось на языке большинства населения данной местности. Если стороны или свидетели не владели языком, на котором велось производство, суд обязан был пригласить переводчиков. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих представителей. Процесс основывался на началах гласности и публичности. Ведению народного суда подлежали все возникающие из гражданских отношений дела как между частными лицами, так и между государственными, кооперативными и другими общественными организациями, а также споры между колхозами. Все гражданские дела рассматривались судом в составе председательствующего судьи и двух народных заседателей. С каждого искового заявления взыскивалась пошлина. Определены процессуальные сроки: дела по трудовым спорам рассматривались в течение 5 дней, дела об алиментах - от 10 до 20 дней. По делам о взыскании алиментов принимались меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на долю заработка и описи имущества. Разбирательство дел происходило публично и устно. В каждом заседании суда велся протокол.

Основными видами доказательств считались свидетельские показания, письменные доказательства, экспертиза. Решение принималось большинством голосов, судья мог приложить к делу свое особое мнение. Решение народного суда могло быть обжаловано в областном или Верховном Суде в течение 10 дней.

Семейное право. В 1926 году был принят второй Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Устанавливался единый минимальный возраст для вступления в брак - 18 лет. Вступающие в брак могли оставлять добрачные фамилии. Местным исполкомам Советов в исключительных случаях предоставлялось право снижать брачный возраст для женщин, но не более чем на один год. Узаконивался фактический брак. Условиями для признания фактического брака были совместное проживание, ведение общего хозяйства и воспитание детей. Кодекс предоставлял право суду лишать родителей родительских прав и передавать детей органам опеки. Опека устанавливалась над детьми в возрасте до 14 лет, над душевнобольными и слабоумными. Устанавливалась возможность усыновления несовершеннолетних детей. Усыновители по их просьбе могли быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей с присвоением усыновленному ребенку фамилии и отчества усыновителя.

Не подлежали регистрации браки между лицами, одно из которых состояло в другом браке; между слабоумными и душевнобольными; между близкими родственниками.

Супруги пользовались полной свободой выбора занятий и профессии. Порядок ведения общего хозяйства устанавливался по взаимному согласию. Имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, оставалось раздельным. Имущество, нажитое в течение брака, считалось общим. Перемена места жительства одним супругом не обязывала другого следовать за ним. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Нетрудоспособный супруг имел право на получение содержания от другого супруга.

Брак прекращался со смертью одного из супругов. При жизни супругов брак мог быть прекращен путем развода через суд. Народный суд обязан был установить мотивы развода и принять меры к примирению супругов. Решение о расторжении брака принимал краевой, областной, окружной, городской или Верховный Суд.

Отец и мать ребенка записывались в книгу записей рождений. При рождении ребенка матерью, не состоявшей в браке, ребенок записывался по фамилии матери с присвоением отчества по ее указанию. Внебрачные дети уравнивались в правах с брачными. Алименты устанавливались в судебном порядке. На содержание одного ребенка взыскивалась одна четверть получаемой зарплаты, на содержание двух детей - одна треть и на содержание трех или более детей - половина зарплаты ответчика.

Фамилия детей и гражданство определялись соглашением родителей. Родители обязаны были заботиться о несовершеннолетних детях, им предоставлялось право отдавать детей на воспитание и обучение. Дети обязаны содержать своих нуждающихся и нетрудоспособных родителей.

Трудовое право. В ноябре 1922 г. был принят второй Кодекс законов о труде РСФСР. Действие КЗоТа распространялось на всех лиц, работавших по найму, на все организации и частных лиц, применявших наемный труд. Особое внимание уделялось регулированию трудовых отношений в частном секторе. Предусматривались санкции для нарушителей трудовой дисциплины. Ряд статей охранял интересы трудящихся от произвола частных предпринимателей. Вводилось социальное страхование, которое охватило все виды выплат: по болезни, беременности, инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца. Все выплаты производились из средств предприятия или нанимателя. Трудовые споры рассматривались в трудовых сессиях судов.

Отменялась всеобщая трудовая повинность. Устанавливался принцип свободного найма рабочей силы. Трудовые договоры заключались по принципу добровольности на определенный (не более одного года) и на неопределенный срок. Трудовой договор мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя и желанию работника, который должен предупредить нанимателя за 7 дней (при договоре на неопределенный срок). Условия трудового договора определялись соглашением сторон. Кодекс в исключительных случаях допускал и всеобщую трудовую повинность. В Кодексе появился институт коллективных договоров, заключавшихся профессиональными союзами с предприятием. Вместо социального обеспечения вводилось социальное страхование, которое распространялось на лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями и всеми пользователями наемного труда, без права вычета из зарплаты страхуемого. Социальное страхование предусматривало не только выдачу пособий по временной нетрудоспособности, но и оказание лечебной помощи, а также выдачу дополнительных пособий, пособий по безработице, по инвалидности, в случае смерти кормильца. Был начат переход от 8-часового рабочего дня к 7-часовому. Этот переход осуществлялся в 1928 - 1932 гг. без уменьшения зарплаты.

Отменено обязательное посредничество бирж при найме на работу рабочих и служащих.

Финансовое право. Упорядочилась налоговая система. Натуральный налог заменился денежным. Кроме прямых налогов вводились косвенные. Был принят ряд решений о передаче в волостной бюджет части сельхозналога, о передаче волостям предприятий и имущества (мельниц и кузниц). Осуществлялась идея превращения волости "в финансово-хозяйственную единицу". В 1921 - 1923 годах проводился обмен денежных знаков: вначале 1 рубль обменивался на 10000 рублей, а затем вторично на 100 рублей. Создавались сберкассы. Наряду с государственными банками создавались коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, учреждения сельскохозяйственного кредита, сельскохозяйственные кредитные товарищества. Восстанавливалась кредитная система, вводились внутренние государственные займы. Устанавливалась единая для всех союзных республик денежная и кредитная система. Был учрежден единый бюджет СССР. Все союзные республики, кроме РСФСР, получали дотацию из общесоюзного бюджета. Союзные республики с разрешения Союза могли вводить дополнительные налоги и сборы, поступавшие в их бюджеты.

Земельное право. В мае 1922 г. был принят Закон о трудовом землепользовании, а в декабре - Земельный кодекс РСФСР. Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Особое внимание уделялось сельскохозяйственным землям. Земельный кодекс состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Право пользования землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желающие обрабатывать ее своим трудом. Это право было бессрочным. Запрещались купля-продажа, завещание, дарение и залог земли. Допускались трудовая аренда, применение наемного труда с соблюдением всех норм трудового права. Крестьянам предоставлялась свобода выбора форм землепользования: артели, коммуны, ТОЗы, участковая (отруб, хутор), общинная с уравнительными переделами. Предпочтение отдавалось коллективным формам труда.

15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик, которыми регулировались отношения, связанные с землепользованием и землеустройством.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР был принят 26 мая 1922 г. и действовал до 1961 г. Уголовный кодекс ставил задачу усиления правовой защиты государства трудящихся от преступлений и от общественно опасных элементов. Защита осуществлялась путем применения к нарушителям революционного правопорядка наказаний или других мер социальной защиты.

Уголовный кодекс состоял из двух частей: Общей и Особенной. Действие Кодекса распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами. Преступлением считалось всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью "на переходный к коммунистическому строю период времени". Уголовная ответственность наступала с 14 лет. К подросткам с 14 до 16 лет применялись меры медико-педагогического воздействия. Статья 20 УК предусматривала освобождение от ответственности в случае причинения вреда в условиях необходимой обороны.

Система преступлений. На первом месте стояли государственные преступления: контрреволюционные, направленные на свержение советской власти; вооруженные восстания с целью захвата территории; шпионаж; пропаганда и агитация, выраженные в призыве к свержению власти Советов; изготовление и хранение литературы контрреволюционного характера; измышление и распространение ложных слухов в контрреволюционных целях.

Преступления против порядка управления включали: участие в массовых беспорядках, организацию и участие в бандах (вооруженных шайках), пособничество бандам и укрывательство, уклонение от уплаты налоговых сборов, уклонение от воинской службы, подделка документов, сопротивление власти, подделка денежных знаков и документов, сокрытие коллекций и памятников старины.

Должностными преступлениями признавались злоупотребление властью, бездействие власти, халатное отношение к службе, служебный подлог, получение взятки, разглашение секретных сведений.

Уголовный кодекс включал составы преступлений, нарушавшие правила об отделении церкви от государства: использование религиозных предрассудков масс с целью свержения власти; совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах; преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений; взимание сборов в пользу церковных и религиозных организаций; присвоение религиозными или церковными организациями административных или судебных функций.

Хозяйственные преступления включали трудовое дезертирство, выпуск недоброкачественной продукции, неисполнение обязательств по договору, нарушение нанимателем КЗоТа, воспрепятствование законной деятельности профсоюзов, выселение из квартир рабочих и государственных служащих и взимание квартирной платы выше установленной СНК и другие.

Большую группу составляли преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности: умышленное убийство, убийство по неосторожности, содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего лица, искусственное прерывание беременности не в медицинских учреждениях, умышленные телесные повреждения, повлекшие опасность для жизни и здоровья, превышение пределов необходимой обороны, незаконное лишение свободы и другие.

Важное место в УК занимали имущественные преступления: кража чужого имущества, покупка краденого, хищение скота, повреждение и истребление имущества, принадлежащего частным лицам, присвоение или растрата имущества должностным лицом, мошенничество, подделка официальных бумаг и расписок, сбыт негодного семенного материала, умышленное истребление имущества путем поджога или потопления.

Преступления воинские включали оскорбление подчиненным военнослужащим своего начальника, самовольное оставление службы, неявка в срок без уважительной причины к месту службы из командировки, невыполнение воинского устава, уклонение от воинской службы, злоупотребление властью, мародерство.

Уголовный кодекс включал составы преступлений, представлявших нарушение правил, охранявших народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок, а также преступления, составлявшие пережитки родового быта.

В качестве мер социальной защиты судебно-исправительного характера применялись: объявление врагом народа с лишением гражданства союзной республики и обязательное изгнание из пределов республики, лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях, лишение свободы в местах заключения, исправительно-трудовые работы без лишения свободы, поражение в политических правах, увольнение с должности, общественное порицание, конфискация имущества, денежный штраф, возложение обязанностей загладить причиненный вред, предостережение.

Лишение свободы по делам о шпионаже, вредительстве, диверсиям устанавливается на срок до 10 лет. Лишение свободы на срок до трех лет отбывалось в местах заключения, свыше трех лет - в исправительно-трудовых лагерях.

К несовершеннолетним и душевнобольным применялись меры медико-педагогического характера.

По делам, находившимся в производстве революционных трибуналов, применялся расстрел.

Уголовный процесс. В мае 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, действовавший до 1960 г. В Кодексе определены принципы уголовного судопроизводства: гласность, публичность заседаний, ведение процесса на языке большинства населения данной местности. Суд не был ограничен никакими формальными обязательствами, от него полностью зависел процесс. Присяга как доказательство не допускалась. Подробно регулировался порядок дознания и следствия. При вынесении приговора все вопросы решались большинством голосов. Судья, оставшийся в меньшинстве, был вправе изложить письменно свое особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Отменялась апелляция. Устанавливался кассационный порядок обжалования приговоров. В Кодексе имелись и нормы исполнения приговора.

Для регулирования отношений в связи с исполнением приговоров в 1921 г. был принят Декрет СНК "Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы и отбывающих принудительные работы без лишения свободы". Труд выдвигался на первое место при перевоспитании осужденных.

В 1924 году ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК). Кодекс ставил задачи наказания и перевоспитания преступников, изоляции их от общества. В Кодексе говорилось, что содержание в исправительных учреждениях должно быть целесообразно и не должно иметь целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства. Вместо тюрем должны быть трудовые колонии. Режим содержания заключенных был различен в зависимости от классовой принадлежности. Контроль за местами заключения осуществлялся через общественные комиссии, а надзор за законностью - прокурорами.

На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. работа органов юстиции подверглась серьезной критике. Съезд указал на необходимость улучшения деятельности судебных органов по борьбе с бюрократизмом, привлечения к ответственности административных и хозяйственных работников, виновных в преступной бесхозяйственности. Необходимо было улучшить руководство судебными органами со стороны вышестоящих судов. В 1929 году было принято положение о Верховном Суде СССР, которому предоставлялось право давать директивы Верховным судам союзных республик, проверять качество их работы. Значительно расширились надзорные функции Верховного Суда СССР.


6963314419939301.html
6963433528328768.html
    PR.RU™